IT на взлет: на российский софт перешли более 60 аэропортов

IT на взлет: на российский софт перешли более 60 аэропортов

IT на взлет: на российский софт перешли более 60 аэропортов
Российский софт внедрили более 60 аэропортов и десятки авиакомпаний, включая зарубежные, сообщили «Известиям» в аппарате вице-премьера правительства Дмитрия Григоренко. В частности, на отечественной «начинке» работают стойки регистрации в аэропортах, сервисы поиска багажа и бронирования авиабилетов. Для повышения независимости российской гражданской авиации от внешних факторов отечественным авиапредприятиям крайне важно иметь суверенное программное обеспечение, заявил «Известиям» министр транспорта РФ Андрей Никитин. Ранее Владимир Путин призвал кабмин к 2030 году добиться перехода 80% организаций ключевых отраслей на российские программные продукты. О том, насколько успешно Россия движется по пути технологического суверенитета, — в материале «Известий».

Авиаотрасль массово переходит на отечественные программные продукты, сообщили «Известиям» в аппарате вице-премьера кабмина Дмитрия Григоренко.

— Более 60 аэропортов и десятки авиакомпаний, включая зарубежные, внедрили российский софт, разработанный в рамках индустриальных центров компетенций, — рассказали там. — Решения вошли в число завершенных особо значимых проектов «первой» волны и заменили собой некоторые зарубежные IТ-системы для обеспечения деятельности аэропортов и авиакомпаний. В их числе — система для и централизованного управления стойками регистрации и сервис для поиска багажа.

Для повышения независимости российской гражданской авиации от внешних факторов отечественным авиапредприятиям крайне важно иметь суверенное программное обеспечение, позволяющее поддерживать и сопровождать многочисленные производственные процессы на воздушном транспорте, сказал «Известиям» министр транспорта РФ Андрей Никитин.

— Механизм индустриальных центров компетенций позволил игрокам авиарынка практически бесшовно и незаметно для граждан перейти с иностранного ПО на эффективные отечественные IT-решения. Работа по созданию и внедрению российского специализированного авиационного софта успешно продолжается. На повестке — создание перспективных информационных систем для решения специфических отраслевых задач, — добавил глава ведомства.

Сейчас идет активное импортозамещение платформ доступа к системам регистрации. На повестке также внедрение отечественных технических средств обеспечения транспортной безопасности, уточнил в беседе с «Известиями» начальник Управления цифровой трансформации Росавиации Павел Никитчук.

В аэропортах российские ПО используются в сервисах, которые знает каждый россиянин. Например, программный комплекс CUTE, разработанный по заказу аэропорта «Шереметьево», применяется в работе стоек регистрации и выходов на посадку. Отечественный аналог заменил систему для обмена информацией швейцарского провайдера SITA, которую называют «авиационным SWIFT».

Большая часть сервисов SITA была отключена в течение 2022 года, что потребовало скорейшей работы над их отечественным аналогом. Сегодня комплекс CUTE уже используется в 23 российских и одном зарубежном аэропортах. На данный момент с его помощью на рейсы смогли зарегистрироваться более 28 млн пассажиров.

Еще одна российская система — «BAGS поиск» — помогает искать потерявшийся багаж. Она позволяет зарегистрировать вещи в единой цифровой среде, к которой на данный момент уже подключились 14 авиакомпаний, включая четыре иностранных авиаперевозчика из стран СНГ, а также 62 аэропорта. Благодаря этому сервису свой багаж смогли быстро найти более 400 тыс. пассажиров.

Еще один отечественный продукт позволяет россиянам бронировать авиабилеты, покупать допуслуги, включая бортовое питание, комфорт места, провоз багажа. Он разработан по заказу «Аэрофлота» и пришел на смену импортному программному комплексу Sabre. Эту новую систему также используют авиакомпании «Россия» и «Победа».

Наконец, в России разработали систему защищенных каналов связи, с помощью которой авиакомпании, аэропорты и госорганы могут обмениваться сообщениями даже без доступа к сети. К сервису подключились 63 российских и шесть иностранных аэропортов, более 50 авиаперевозчиков, 33 из которых — зарубежные.

Успешный переход на отечественный софт — один из ключевых вызовов для аэропортов в России. Так, в «Шереметьево» в настоящий момент большая часть критической инфраструктуры переведена на российский софт, сообщил «Известиям» заместитель гендиректора по ИТ АО «МАШ» Дмитрий Ильин.

— Осталось реализовать импортозамещение программно-аппаратных комплексов, не имеющих отечественных аналогов, но и этот вопрос решается путем взаимодействия с российскими производителями оборудования, — сказал он.

В то же время, значительная часть аэропортов и авиакомпаний всё еще продолжает пользоваться импортным софтом из-за того, что быстро перейти на отечественные аналоги невозможно, рассказал «Известиям» гендиректор информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков.

— Как показала ситуация со взломом «Аэрофлота», случившаяся летом этого года, компания использует достаточно большое количество импортного ПО, которое, возможно, также надо заменить на российское, — сказал эксперт.

В России активно работают над безопасностью полетов, сообщил 17 сентября премьер-министр Михаил Мишустин на встрече с главой Росавиации Дмитрием Ядровым. Глава кабмина отметил, что до 2030 года правительство планирует привести в порядок 75 аэропортов по всей стране, а также построить новые авиагавани. Свою работу возобновил аэропорт в Краснодаре. Он не обслуживал рейсы с февраля 2022 года по соображениям безопасности. Первый за 3,5 года рейс в аэропорту Краснодара приземлился 17 сентября 2025 года. Перелет по маршруту Москва (Шереметьево) — Краснодар выполнил «Аэрофлот».


ИЗВЕСТИЯ

Возврат к списку

Боковая панель

Вакансии учреждения

Вакансии

Сведения о вакантных должностях Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды Минприроды России»

Поиск по сайту

Популярные услуги в вашем регионе

Вакансии

Вакансии

Сведения о вакантных должностях Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды Минприроды России»